Юридические последствия для участников и руководителей обществ, исключённых из реестра по решению налогового органа.

Создано: пн, 05/08/2017 - 07:28
Author: root
Оксана Попова

Процедура исключения из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту реестр) по решению налогового органа не является новой, она была введена в ФЗ РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Федеральным законом Российской Федерации от 02.07.2005 № 83-ФЗ.

Основанием исключения из реестра юридического лица является не представление документов отчётности в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, и не осуществление операций хотя бы по одному банковскому счету. В этом случае юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, недействующим юридическим лицом. Особенностью указанного исключения из реестра является возможность проведения данной процедуры без каких-либо серьёзных затрат как для юридического лица, так и для государства, поскольку она осуществляется в не судебном порядке. До последнего времени это также не влекло никакой юридической ответственности как для участников, так и для должностных лиц таких обществ.

Первоначально вопрос исключения являлся достаточно редким и был направлен на борьбу с «фирмами-однодневками», которые длительное время не вели никакой деятельности и не сдавали бухгалтерскую и налоговую отчётность. Налоговые органы использовали аргумент по исключению из реестра в качестве серьёзного обоснования для привлечения к налоговой ответственности контрагентов таких юридических лиц.

В дальнейшем этой процедурой стали пользоваться предприниматели, которые добивались (при исполнении критериев, установленных законом) исключения своих «ненужных» фирм из реестра без проведения дорогостоящих процедур по ликвидации (банкротству) юридических лиц. При этом варианте не предполагается проведение выездной или ликвидационной проверки юридического лица, что также служило дополнительным основанием для использования именно этой процедуры предпринимателями.

С 1 января 2016 года произошли существенные изменения в ФЗ РФ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в частности были добавлены основания для отказа в государственной регистрации. К таким дополнительным основаниям сейчас отнесено представление в регистрирующий орган документов для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;

имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Получается, что положение закона распространяются на участников с долей не менее 50 % от уставного капитала и лиц, имеющих право действовать без доверенности, при наличии двух условий: задолженность перед бюджетом, исключение из реестра юридического лица по решению налоговой инспекции. К сожалению, письма ФНС России №№ ГД-4-14/52 от 11.01.2016, ГД-4-14/21720@ от 16.11.2016 не содержат никакого разъяснения по данному вопросу, а производят цитирование положений закона.

При этом действие указанного закона распространяется, в том числе: и на предшествующий период, при условии, что с момента исключения такого юридического лица не прошло трёх лет.  Указанным пунктом закона без судебного акта на срок три года практически вводится дисквалификация участника и должностного лица, действующего без доверенности, при условии, что на момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ эти  физические лица значились в ЕГРЮЛ в качестве участника (лица, имеющего права действовать без доверенности) исключаемого юридического лица. При этом особенностью данной процедуры является необоснованное автоматическое распространение последствий исключения юридического лица на физическое лицо, которое формально не было вовлечено в процедуру исключения и не должно нести ответственности за факт исключения. Особенностью данной процедуры является и невозможность обжалования данной дисквалификации в судебном порядке.

На практике получилось, что указанное нововведение вошло в противоречие как с ГК РФ, Конституцией РФ, ФЗ РФ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», так и с иными законами. ФЗ РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ограничил право лиц на владение долями в обществе, определения должностных лиц, имеющих право действовать без доверенности. При этом данный закон не является специальным и не может входить в противоречие со специальными законами, Конституцией РФ.

Последствия нововведения на практике выглядят следующим образом. Участники и генеральные директора исключённых юридических лиц не имеют возможности создать новое юридическое лицо, приобрести в нём долю, стать генеральным директором. Это одновременно влечёт в качестве последствий невозможность заключения кредитных и лизинговых договоров с действующими организациями, имеющими в качестве участников и генеральных директоров таких лиц. Банк России в рамках совместной программы с ФНС России имеют общие базы по юридическим лицам, в которых содержатся сведения по участникам (лицам без доверенности), которые состояли в исключённых из реестра по решению налоговой инспекции юридических лицах.

В этой ситуации руководителям и участникам юридических лиц необходимо обратить внимание на состояние фирм, в которых они числятся до сих пор. По возможности при первых появлениях признаков исключения из реестра в установленном законом порядке возражать против проведения данной процедуры. Предприниматели должны чётко понимать, что они не должны быть в качестве участников и генеральных директоров юридических лиц на момент начала процедуры по исключению.

В отношении остальных лиц, которые уже оказались в описанной в статье ситуации, мы бы рекомендовали обжаловать отказ в регистрации в судебном порядке, а затем после получения отрицательных решений, оспаривать данные нововведения в установленном законом порядке, в том числе: и в рамках Конституционного суда Российской Федерации.

 

Автор статьи: Генеральный директор юридической фирмы ООО «Легикон-Право» Попова О.С.